Для того чтобы сформировать архитектурный ансамбль, правильно выразить художественную составляющую интерьера, необходимо выполнить основное условие – выявить его глубинное пространство. Делать это нужно по основным направлениям: вверх, в глубину и вширь.

Есть несколько основных условий выявления, а также построения пространственности в интерьере. Ознакомимся с ними более детально.

1. Глубинность пространства во многом зависит от того, какое реальное расстояние до установленных конечных точек. В качестве границ выступают разнообразные элементы, например, пол, стены и другие поверхности. Дополнительно учитывается и соотношение данных расстояний. Если преобладает расстояние непосредственно по глубинной координате (отличный пример – это длинные залы или же коридоры), именно глубина и будет считаться ключевой.

2. Чтобы правильно определить глубину внутреннего пространства, следует принимать во внимание и структуру определенного объекта. Например, классический прием, используемый для развития композиции внутреннего пространства любого строения, – выделение перпендикулярных осей. Это позволяет в полной мере раскрыть анфилады не только перспектив, но и помещений.

Наиболее интересный пример – работы Палладио, а также некоторых представителей русского классицизма (в этом случае особое внимание стоит уделить второй половине 18 столетия и началу 19). Зодчими русского классицизма считаются Росси, а также Баженов и Кваренги.

В создаваемых ими композициях были задействованы оси здания, которые приводили к различным проемам, например, дверным. После этого они выводили за пределы строения (к определенным природным объектам).

Это позволило тесно объединить окружающую среду и внутреннее пространство здания. Такое оформление способствовало визуальному расширению помещений. Для этого мастера использовали особые композиционные приемы.

Кстати, чаще всего использовался прием строго построения композиции. При этом старались достичь симметрии в некоторых помещениях, а не во всем здании.

Но даже в этом случае несложно создать определенную композицию, объединить внутреннее пространство. Для этого создавалась глубина в тех или иных направлениях. Еще один прием, которым пользовались зодчие, – разделение пространства на определенные участки. Несмотря на то, что они были разграничены, их объединяет единое пространство.

В последнее время данный прием активно используют специалисты, занимающиеся оформлением не только жилых, но и общественных строений.

3. Чтобы выявить глубинность пространства, необходимо учитывать и его членение. Изначально нужно установить начальную, а также конечную точку. Это существенно упростит процесс получения требуемой информации.

Данный прием активно применяется специалистами, если необходимо правильно оформить сцену. Иногда им пользуются и при написании картин. Чтобы сделать глубину пространства не только явной, но и выразительной, следует определять промежуточные членения (они сосредоточены между начальной и финальной точками). Если же численность членений будет чрезмерно большой, возникнет ощущение, что поверхность попросту уходит в глубину.

4. Для упрощения процесса выявления глубинности определенного пространства необходимо ориентироваться на поверхности, которые «рассекают» его. Именно эти секущие поверхности провоцируют своеобразное зрительное движение. Ориентируясь на них, значительно проще выявить глубину. Данный прием получил название «сечение». Им довольно часто пользуются архитекторы, подготавливающие проекты.

5. Еще один эффективный прием, который применяется многими экспертами в этой сфере, – метод наложения. В этом случае формы задних планов, а также формы передних планов соприкасаются и налагаются немного друг на друга. Обратив внимание на их взаимное расположение, можно довольно быстро выявить глубинность пространства.

6. В некоторых случаях глубину пространства определяют посредством перспективных сокращений определенных элементов, деталей и предметов. Ведь они начинают уменьшаться по мере удаления. В этом случае горизонтальные линии начинают постепенно сходиться в одной точке. По мере удаления высота предметов их глубина и ширина начинают постепенно уменьшаться.

Во многих архитектурных зданиях, а также в их интерьерах сосредоточены определенные геометрические поверхности, горизонтальные, а также вертикальные плоскости. Именно поэтому линейные перспективы проявляются особо ярко. Для усиления эффекта можно дополнительно воспользоваться методиками наложения, сечения.

7. Установить глубину пространства можно и посредством воздушной перспективы. Она довольно четко прослеживается в тех ансамблевых построениях, которые дополнены дальними планами. Иногда этот вариант реализуют и в интерьерах. Именно воздушная перспектива делает расположенную рядом форму более рельефной, четкой. Ее отлично видно. Довольно просто изучить фактуру этой формы.

Но по мере того как отдельные формы удаляются их четкие грани становятся размытыми, постепенно исчезают. По мере удаления большинство объемных, а также рельефных форм напоминают силуэты или плоскости. Помимо этого, гораздо сложнее выделить определенные цвета. Постепенно меняется тональность, а также степень их насыщенности. Такие же изменения происходят и со светотенями (на удалении ослабляются не только свет, но и тень).

В процессе создания архитектурной композиции довольно часто используется как воздушная, так и линейная перспективы. Иногда применяется оба варианта. В некоторых случаях одна усиливает другую. Чтобы посмотреть, как происходит трансформация, можно ознакомиться с подготовленной экспертами схемой. На ней отображены не только архитектурные декорации, но и многое другое.

Довольно часто усиление перспективы применяют при подготовке некоторых театральных декораций. Этим же приемом пользуются и живописцы.

8. Чтобы получить отличный результат, следует уделять должное внимание обработке тех поверхностей, которые ограничивают пространственность интерьера. Если речь идет о фасадах строения, для их оформления довольно часто применяют рельефную фактуру. В интерьере, как правило, отдают предпочтение полированным, а также гладким поверхностям.

Чтобы преобразить стены или плафоны, довольно часто применяют светлые оттенки. Для оформления стен отлично подойдет стекло, выделяющееся повышенной прочностью. Все это позволяет сделать пространство более комфортным и удобным. Если необходимо оформить интерьер в производственных сооружениях или же общественных зданиях, нужно акцентировать внимание на форме перекрытий.

Не только в большинстве разновидностей пространственных композиций, но и в интерьерах довольно часто можно наблюдать такое явление как зрительное движение. Оно возникает в случае, если обратить внимание на отмеченные выше признаки и характерные черты глубинности.

Часто применяют

Наиболее сильное зрительное движение в глубину провоцируют именно секущие поверхности. Основная причина – преобладание одной из осей равновесия.

Например, если зал имеет прямоугольную форму, а также вытянут в плане, главная его ось будет сосредоточена именно вдоль зала. В этом же направлении и происходит зрительное движение. Что касается квадратного помещения, у которого перекрытие имеет купольную либо плоскую форму, то преобладающей оси равновесия у него нет. Такой зал является центричным. Несомненно, форма данного зала в сочетании с другими помещениями, которые обладают иными геометрическими характеристиками, может рассматриваться как статическая или останавливающая активное зрительное движение.

В некоторых зданиях есть помещения как со статическими, так и с динамическими формами. Для того чтобы определить, какое помещение относится к той или иной категории, стоит обратить внимание на пропорции. Обязательно нужно выявить доминирующую ось, а также ее основное направление.

Если в зале, который отличается прямоугольной формой, есть цилиндрический свод, сосредоточенные по ширине, следует принимать во внимание не только основную (симметричную) ось, но и ось свода. Кстати, подобное сочетание провоцирует более сильное зрительное движение. Динамика данного объекта во многом зависит от того, насколько большая разница между шириной, а также длиной. Если длина значительно больше ширины, зал преобразовывается в коридор или галерею. Люди, попадающие сюда, отдают предпочтение продольному движению. Кстати, подобное оформление (прямоугольная форма и своды) присуще большинству станций метро, а также подземным переходам.

Для создания интерьера важно правильно определять форму полов, стен, перегородок и потолков. Не следует забывать и о дверных, оконных проемах, декоративных деталях, разнообразном оснащении. Например, в производственных интерьерах обязательно присутствуют разнообразные агрегаты и технические средства. Для оформления жилых или общественных объектов требуется мебель, определенные виды осветительных приборов, текстиль, иное.