онкурс на фасады, как школа выстраивания будущих отношений всех со всеми.
Три лауреата, как три карты возможного выигрыша или будущих расходов.
Эпиграф: «..тройка, семерка, туз ? » А.С.Пушкин, «Пиковая дама».
Сразу предупреждаю, сами проекты не обсуждаю. Только процедуру и ситуационные вопросы. А они есть и презабавные.
В сети то ли стон, то ли легкое постанывание. А мне кажется, что результаты этого крайне неудачного мероприятия чрезвычайно позитивны. Объясню почему.
1. Само мероприятие негативное, но оно все же свершилось и с этим надо жить использовать его опыт во благо, например, здравого смысла.
2. Мероприятие проводили, так как фасады спроектированного ООО «МАО-Среда» объекта были признаны неудачными. Кем? Неважно. Важно: все предложенное после мудреного отбора по портфолио не лучше. Это признали те, кто мероприятие организовали и судили. Резюме: нужно вести себя осторожно, а то напринимаешь решений о строительстве возле Кремля, а потом в проблемах захлебнешься. Начальство как сфинкс молчит. А высшее начальство как сфинкс в кубе помалкивает.
3. Не трудно из семи участников выбрать один только на первый взгляд. То, что выбрано три говорит о нерешительности тех, кто мероприятие судил и организовывал. И это хорошо, так как тот, кто нерешителен — думает. А это значит, что ростки здравого смысла не вытоптаны окончательно.
4. Впервые у неудачного мероприятия был удачный типологический состав участников. Они, наконец, представляли разных по мировоззрению и направленности архитекторов. Это было сделано впервые и это правильно, так как только на фоне полярных решений видно единственное решение, которое возможно или невозможно выбрать.
5. Кажется, впервые в современной практике питерские бюро были приглашены в московское мероприятие, если это сигнал того, что московские архитекторы теперь будут приглашаться в Санкт-Петербург, то это революционное событие.
6. Впервые отдельный архитектор был приглашен к проектированию и его предложение выглядело достойно на фоне больших бюро-баронов из питерского и московского майоратов.
7. В 15-миллионной Москве на конкурсы портфолио не наскребешь и двадцати бюро с PR-подпором, а еще: скуден прейскурант их приемов. Я, например, насчитываю таковых числом в пять, с натяжкой шесть. Их используют все участники мероприятий и это очень однообразно. Еще два-три таких мероприятия и выбирать будет нечего и не из кого.
8. Заказчик убедился, что ему придется оплачивать сомнения и в невозможности выбора, или отсутствие выбора вовсе. И это прецедент.
9. Все мероприятия проходят гласно и о них своевременно информируют, чего раньше не водилось. Раньше все делалось кулуарно, и узнавали обо всем постфактум.
овторяю: конкурсы начнут приносить хоть какую-то пользу, когда будут служить только одной цели. И эта цель точно не в накачке портфолио и так коммерчески благополучных бюро псевдо творческим потенциалом. Он или есть или его нет. Его не накачаешь. И он у конкретных людей, а не у консорциумов бизнесменов. Его нужно долго искать, ковыряясь в навозе архитектурной жизни. А потом, когда выковыряли жемчужину, дружно радоваться чужому успеху и помогать продвижению к реализации. И нечего удивляться появлению торгового центра в виде Мариинки-2, ведь на очереди торговый центр Третьяковка-2, и далее везде и по конкурсам, и без оных. И премий , к счастью, три. И какая из них «Туз» неведомо никому. Ну и славно. ООО «МАО – Среда» (В.А. Осипов, Е.В. Ерошкина, А.В. Сигачев, И.М. Шмакова, А.Ю. Афанасьева, конструктор В.В. Чертов, инженер Н.Н. Муравецкий) могут пока продолжать трудиться над проектом и после конкурсных мероприятий. И ключевое слово здесь: пока.
Подробнее о закрытом заказном конкурсе на «Царев сад»:
http://archi.ru/