logo

Выставка «Архитектура: ad marginem»

(отредактированный вариант статьи опубликован в XV сборнике «Страницы истории отечественного искусства». Русский музей. СПб, 2009)

Выставка «Архитектура: ad marginem» – проект, где название адекватно передает концептуальную установку (кураторы и авторы экспозиции И. Карасик, М. Костриц). Авторы следующим образом репрезентируют выставку: «Устроителей интересует не архитектура как таковая, а то, что в буквальном, книжном смысле является маргиналиями: начертанное на полях «большой книги архитектуры», вписанное скорописью поверх напечатанного, расположенное вообще за пределами профессионального архитектурного пространства» (А. Боровский). По итогам этого, вполне удавшегося проекта, видится необходимым уточнить, – где начинаются маргиналии, которые имели в виду устроители, в чем особенность полей, раскрывших в экспозиции специфику кураторского отбора.
Пределы профессионального пространства, и архитектура не исключение, определяются мастерством, творчество же меняет установленный ареал. Разноплановые по языку, идеологии, материалу и конструктивному принципу, экспонаты выставки объединены тем, что сообщаются, в различных контекстах, с проблемой творчества в архитектуре. Творчество, согласно своей природе, противоречит понятию мастерства и выстраивает демиургическую вертикаль, отрываясь от плато мастерства, расширяемого технологическим ремеслом. Вертикальное движение, свойственное креативной динамике, определяемое метафорой «творческий подъем», породило количественное превосходство именно башен, которых на экспозиции 40, из них 17 – собственно башни, и 11 объектов, восходящих к этому архетипу (отдельного разговора заслуживает проект Леонида Тишкова, где дюжина башен).

Самый известный «бумажник», получивший первую награду на международном конкурсе – Михаил Белов. Таким проектам, как «Вилла “Инопланетянин”», присущ яркий, сказочный образ, кажущийся в сегодняшнее циничное время, уже несколько наивным. Его же «Новый театр Олимпико» относится к категории макетов, что подразумевает как основательность проектирования, так и фантастичность театральной декорации, утверждающей идеальное игровое пространство. Искандер Галимов рисовал утопический проект «Город-храм», где канонический греческий храм оказался облеплен, как магнит булавками, всеми будущими шедеврами мировой архитектуры. Александр Зосимов обращался к самому невероятному, мегалитическому проекту молодой советской архитектуры – «Дому Советов», издевательски агитируя за безумную идею его восстановления (а тот и не был разрушен, поскольку не был построен).

Антон Успенский 2009 г.