Суровая реальность и ожидание обыкновенного чуда.
Эпиграфы :
«Нормальные герои всегда идут в обход!»
Песенка Из кинофильма «Айболит-66».
«Дизайн всеобщ!»
Максиме Виньелли
Желание сделать не столько Россию, но хотя бы Москву, если не Европой, то хотя бы ее подобием не ослабевает уже такое продолжительное время, что диву даешься. Как рыба об лед, бьются с переменным неуспехом все новые и новые поколения, вдрызг разбиваются черенки старых граблей, на которые снова и снова наступают. И это хорошо, потому что твердость русского лба постоянно нуждается в проверке на удержание удара в современных условиях.
Вот и еще один уголок столицы, после знаменитой «Золотой мили», решили сделать «по европейски». Метастаза евро-ремонта из ЦПКО переползла через Садовое кольцо в ареал ЦДХ и парка «Музеон», где до настоящего времени «в полях под снегом и дождем» хранились бессистемно расставленные осколки империи во главе с бронзовым Феликсом скульптора Вучетича. Решили прекратить бессистемье и навести европейский порядок.
Даже не буду оценивать эстетические достоинства нового дизайна в натуре, так как вполне возможно, что они безупречны, поделюсь лишь некоторым функциональным недоумением. Город у нас летом весьма жаркий, но период этот не слишком долгий — с мая по сентябрь, месяца четыре. Остальное большее время — межсезонье с заморозками и оттепелями,или довольно суровая зима сами знаете с чем, хотя не Сибирь, конечно.
Так вот, в парке «Музеон» раньше были неказистые постсоветские дорожки, размеченные еще классиками советского модернизма Сукояном и Шевердяевым, за наследие которых сейчас принято бороться, но только применительно к самому зданию. Сейчас все иначе и неказистым это уже не назовешь!
С благоустройством поступили вольно и даже волнообразно в буквальном смысле слова. Теперь дорожки идут ровно только кое-где, импульсивно и формалистично вспухая твердой волной, если так можно выразиться, в самых неожиданных местах. Конечно приятно, что прошло всего тридцать лет и до нас дошли Чуми-образные волны, чуждого нам по климату, но близкого и родного по духу, Парижского парка Ла Виллет, но все же!
Ниже на двух фотографиях волны Парижского Ла Виллета 80-х прошлого века.
Дамы и господа! Ведь там будет скользко почти восемь месяцев в году! Там же могут ноги подвернуть, или сломать, не приведи Господь!
Если у нас прогрессисты так ценят наследие модернизма 70-х то разве они не заметили, что там все было плоско, а стало быть и не скользко!
А у нас на ровном месте обязательно нужно сделать подъем и спуск!
И если мы когда-нибудь будем жить как в Европе и нас будут справедливые суды, то Московскую мэрию могут завалить исками. А над каждой волной у дорожки придется делать козырек.
Тем временем, тема волн, более чем вероятно, вызванная близостью довольно спокойной Москва-реки к Крымской набережной, уже очередной раз овладела проектной мыслью и в области козырьков с навесами.
Параллельно ЦДХ появился длинный рыночного вида то ли ангар, то ли навес, накрытый радикальной волной из 14 подъемов и 14 спусков.
Выглядит прекрасно. Но это очевидные 14 классических «снеговых мешка».
Да ладно, помещения под «волной» вроде не отапливаются, хотя они и для художников, но в межсезонье в промежутки между дождями, заморозками и оттепелями неизбежно потечет. Как говорится, вода дырочку найдет. Хотелось бы надеяться что там применены какие-нибудь инновационные способы борьбы с русской природой. Хотя боюсь, что повторится неизбежное и набившее оскомину черномырдинское — «хотели как лучше, получилось как всегда».
Понятно желание стать Европой, но в городе где на уровне руки пешехода в труху превратились все цоколи не только старых, те еще держатся, но и новых зданий.
Где дикость предметного мира городской среды на таком уровне, что заявить что она «скифская» значит сделать ей комплимент. Такого рода вкусовые жесты, не подкрепленные крепким,рукастым, заземленным, проектным ремеслом, вызывают некоторое недоумение. Надеюсь, что преувеличенное.
Так как не хотелось бы, что бы поскользнувшийся человек,протекшая крыша или другие технические мелочи погубили столь величественное начинание.
И грандиозная идея «русского европеизма» разбилась о «русский же быт» и качество функционального проектирования.
Кстати, многие новые стеклянные павильончики круглогодичного использования,которые как грибы повырастали вокруг ЦДХ совсем не имеют цоколей. Возможно, что они будут выглядеть особенно романтично, занесенные метровыми сугробами, но ведь тоже потекут. И как снегоуборочная техника будет ездить по этому новому волнообразному ландшафту я , пожалуй, специально приеду посмотреть. Вдруг, что-то изумительно технологичное придумали!
А вдруг! Тогда с превеликим удовольствием отброшу все свои опасения и скажу: «Свершилось! Мы Европа! И никакие волны нам не помеха!»
Я , ведь, совсем не против того что бы у нас было как там, мне просто кажется, что не всяким способом этого можно достичь с такой легкостью, хотя, если зажмуриться, можно представить спец-дивизию гастарбайтеров, которая уже проходит спец-подготовку в спец-условиях приближенных к спец-реальности и будет ловить на лету каждую снежинку над территорией Крымской набережной и парка «Музеон» пока она еще не коснулась земли, а на случай если коснется — уже достигнута договоренность между мэрией Москвы и 12-ю месяцами, сидящими у своего костра.
Только крикнем:
«Ты катись, катись, колечко, на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний. Да по зимнему ковру к новогоднему костру!»
и В.С. Черномырдин перестанет быть актуальным.
Что без сомнения — обыкновенное чудо. Как и гол, забитый сборной РФ на европейском чемпионате.
Или, коли у нас такая мода звать иностранцев, все же, близких нам климатически, прагматиков-финнов нужно звать на благоустройство и без всяких конкурсов, просто, исходя из здравого смысла?
P.S. Подробный фотоотчет о ведении строительства и комментарии блогеров:
http://moya-moskva.livejournal.com/4148253.html
http://archi.ru/russia/50231/pressa-9-13-sentyabrya
http://archi.ru/russia/50307/blogi-12-18-sentyabrya
К заметке приложены несколько фрагментов фотографий с перечисленных ресурсов.